Когда речь заходит о рекомендации моторного масла, особенно если оно предназначено для грузового автотранспорта, то в первую очередь требуется подтверждение его эффективности на тестах. Это может быть либо собственный пример, когда дальнобойщики рекомендуют друг другу тот или иной продукт, либо, что лучше, документальное подтверждение тестами независимых лабораторий. Такой тест масла Lubex Robus Pro LA 10W-30 провели журналисты портала "Автодела".
Lubex Robus Pro LA 10W-30 — синтетическое моторное масло с низким содержанием сульфатной золы, фосфора и серы (Low-SAPS). Разработано для современных дизельных двигателей с системами очистки выхлопных газов (DPF, EGR, SCR). Соответствует требованиям API CK-4, ACEA E9 и имеет допуски ведущих автопроизводителей. Разработано для тяжёлых коммерческих дизельных двигателей, соответствующих стандартам Euro VI и Euro V. Оно обеспечивает надёжную защиту двигателя и продлевает срок службы систем очистки выхлопных газов.
Допуски и одобрения:
Соответствует спецификациям:
Основные преимущества:
Благодаря своим характеристикам, Lubex Robus Pro LA 10W-30 обеспечивает надёжную работу двигателя в тяжёлых условиях эксплуатации, снижает эксплуатационные расходы и способствует увеличению интервалов замены масла.
Тест проводился на одном из самых популярных грузовых автомобилей шведского концерна Volvo FH 4x2. Он предназначен для дальних перевозок и работы в тяжелых условиях. Эта модель выделяется высокой мощностью, комфортом водителя и инновационными технологиями. Модель 4x2 подходит для перевозок на длинные дистанции, предлагая отличную маневренность и экономичность при меньших расходах топлива по сравнению с более тяжелыми грузовиками. Тестовый автомобиль имел пробег 311 170 км и эксплуатировался в Свердловской области в период осень-зима 2024 года. Цикл эксплуатации — смешанный: 70% магистральный, 30% городской режим эксплуатации.
Перед тем как перейти к тестам, посмотрим на паспортные данные. Масло предназначено для коммерческой техники, поэтому соответствует спецификациям API CK-4, CJ-4 и ACEA E9. Масло низкозольное, и в паспорте указано, что его сульфатная зольность не превышает 1%, как и положено по стандарту.
Сразу обращает на себя внимание, что масло адаптировано для зимней эксплуатации. Несмотря на то, что низкотемпературный предел по SAE 10W, проворачиваемость масла при низкой температуре значительно превосходит стандарт и составляет 4700 мПа·с, в то время как по стандарту он не должен быть выше 7000 мПа·с. Температура текучести также лучше требований и составляет -33°C.
Кинематическая вязкость масла при 100°C находится в коридоре, определённом стандартом, и составляет 11,6 мм²/с. Это ближе к верхней границе, но, как мы позже увидим в тесте, выбор этого значения оправдан. При этом у масла высокий индекс вязкости — 143.
Динамическая вязкость при 150°C также укладывается в требования стандарта и составляет 3,5 мПа·с.
Щелочное число в 7,3 мг КОН/г превышает требования стандарта, к тому же у масла высокая температура вспышки — 220°C.
Начнем мы с высокотемпературной вязкости, так как от нее зависят смазывающие свойства масла во время работы двигателя. Ее изменения незначительные: если в нулевой пробе оно было 10,84 мм²/с при 100°C, то после 29 тыс. км пробега значение составило 9,96 мм²/с. И то, и другое значение находится в рабочем диапазоне параметра SAE, а изменения составили чуть более 8%. Причем масло находится в стадии разжижения, а не загустевания, что говорит о значительном эксплуатационном запасе. Также это свидетельствует о стабильных вязкостно-температурных свойствах и высокой термоокислительной стабильности синтетического моторного масла на длительном межсервисном интервале эксплуатации.
При этом более показательным является динамика индекса вязкости. Он определяется соотношением высокотемпературной вязкости (при 100°C) и низкотемпературной вязкости (при 40°C). Так вот, динамика этого параметра за время эксплуатации составила всего 1,4%, изменившись со 141 в начале до 139 после 29 000 км пробега. Это свидетельствует о высокой стабильности к деструкции даже на длительных межсервисных интервалах и высоком качестве полимерного загустителя, сохраняя прекрасные пусковые свойства при низких температурах.
Динамика щелочного числа синтетического моторного масла Lubex Robus Pro LA 10W-30
Теперь посмотрим, как вело себя щелочное число во время эксплуатации. В этом пункте перед нами предстает прекрасная иллюстрация поведения щелочного числа моторного масла после заливки в двигатель. По паспорту щелочное число «масла в канистре» Lubex Robus Pro LA 10W-30 составляет 7,3 мг КОН/г. Но если мы возьмем нулевую пробу масла из этого теста, то увидим, что там щелочное число составляет 5,9 мг КОН/г. Снижение щелочного числа произошло из-за взаимодействия свежего масла с отработкой и нейтрализации кислотных остатков от старого масла. Напомним, что в нашем тесте нулевая проба взята после отработки 1 часа в ДВС. Это еще раз подтверждает регулярно излагаемые в нашем журнале тезисы о необходимости использования промывочных составов перед заменой масла.
При этом динамика щелочного числа во время работы машины свидетельствует о стабильности моющих и диспергирующих свойств масла. За 29 тысяч километров пробега оно снизилось на 35%, при этом критическим считается снижение этого показателя более чем на 50%. Таким образом, масло остается работоспособным и не требует замены.
Хочется обратить внимание также на относительную динамику щелочного и кислотного числа, а именно на практически одинаковый наклон кривых этих показателей между второй и третьей пробой. За 10 тыс. км пробега их соотношение практически не изменилось. Это важно, так как одним из критических показателей для замены масла является превышение кислотным числом значения щелочного числа. В нашем случае мы видим, что динамика роста кислотного числа и падение щелочного не говорят о том, что это должно произойти в ближайшее время. Это еще раз подтверждает стабильность формулы моторного масла.
Динамика поведения присадок в синтетическом моторном масле Lubex Robus Pro LA 10W-30 во время эксплуатации
Посмотрим теперь на концентрацию химических элементов, показывающих содержание присадок. О концентрации моющей присадки говорит содержание кальция. Если в начале эксплуатации его концентрация была 1640 мг/кг, то за время работы она изменилась незначительно, всего на 2%. Также низкой была и деградация пакета противоизносных присадок. Об этом говорит содержание фосфора и цинка в масле. Они находятся примерно в равном количестве, и их динамика идет по одной кривой. За все время работы их среднее изменение составило всего 5%. Таким образом, тест показал, что за 29 тыс. км пробега масло Lubex Robus Pro LA 10W-30 сохранило моющие и противоизносные свойства такими же, как и при заливке в двигатель.
В масле Lubex Robus Pro LA 10W-30 мы также видим содержание молибдена, который является противоизносной присадкой. Его концентрация немного падает во время эксплуатации, но при этом концентрация железа в масле растет очень незначительно для такого пробега и объема двигателя, что говорит об эффективности противоизносного комплекса. Накопление продуктов распада и срабатывания присадок по элементам свидетельствует о нормальной и эффективной работе пакета присадок: модификатор трения, противоизносные — снижают трение и износ (молибден); моющие, нейтрализующие, диспергирующие — защищают и препятствуют загрязнению двигателя (магний).
Хотелось бы обратить внимание еще на один показатель из тестовой таблицы. В пробе на 19 000 километров пробега было выявлено попадание в масло топлива. Подобные результаты указывают на неисправность топливной системы двигателя. Увидев это, владелец отремонтировал машину и в пробе на 29 000 км. Топлива в масле уже нет. При этом замены самого масла не потребовалось и свойства его не ухудшились.
Выводы по результатам теста синтетического моторного масла LUBEX Robus Pro LA 10W-30
Моторное масло LUBEX Robus Pro LA 10W-30 во время теста работало в смешанных условиях движения (пробки и межгород), характерных для современного цикла эксплуатации грузового транспорта. Также результаты тестов показали, что при работе двигателя VOLVO FH 4x2 в масло попадало топливо. Несмотря на это, масло сохранило эксплуатационные свойства во всем интервале пробега — 29 000 км.
Все основные показатели в норме и позволяют смело рекомендовать продолжать дальнейшую эксплуатацию смазочного материала. Например, показатель щелочного числа (5,9) снизился незначительно, примерно на 35% (при браковочных значениях падения — более чем 50%). Таким образом, смазочный материал обеспечил надежную эксплуатацию и защиту двигателя с хорошим запасом эксплуатационных свойств, что подтверждает отличное качество и способность надежной работы моторного масла LUBEX Robus Pro LA 10W-30 даже в сложных условиях эксплуатации.