Что нужно обязательно знать при облуживании мотора, работающего на газе

24.10.2022
При всех плюсах газомоторного топлива, в то же время, его применение на транспорте предъявляет свои требования не только к производителям, но и к потребителям автомобильного газобалонного оборудования (ГБО)
Как известно, в ряде европейских стран, например, в Бельгии и Германии, переоборудование автомобилей под газомоторное топливо является весьма распространенным способом сэкономить на эксплуатации автотранспорта, причем без какого-либо вреда для экологии. А в Южной Корее практически все «таксишные» автомобили и вовсе сходят конвейера уже с топливной аппаратурой, приспособленной для работы на газе-бензине. Что касается нашей страны, то последний принятый у нас техрегламент заставляет автовладельцев регистрировать газовое оборудование в машине, что несколько сдерживает рост газифицированного автопарка. Однако, с другой стороны, российское правительство уже как два года запустило государственную программу льготного субсидирования при переводе бензиновых авто на метан.

lu1.jpg

Напомним, что в ходе реализации этой программы владельцу машины вроде как обязаны компенсировать заметную долю стоимости установленного газового оборудования. Правда, получение самой компенсации потребует определенных моральных и временных затрат, связанных с хождением по инстанциям. Впрочем, купить автомобиль с метановым ГБО в России уже можно непосредственно с завода (через дилера), однако, применительно к легковушкам, выбор тут весьма ограничен. Например, сегодня это может быть продукция АвтоВАЗа, например, Lada Vesta CNG. Но это явно капля в море. И потом, к сожалению, ценники на заводские версии не радуют. Так, например, Vesta с фирменным ГБО стоит почти на 250 тысяч рублей дороже своего бензинового аналога.
Еще одно важное преимущество газа – экологичность. Сгорание газа оказывается значительно более чистым, значит, и двигатель всегда в чистоте. При этом износ его деталей снижается раза в полтора и, стало быть, ресурс увеличивается примерно на столько же. Уменьшается нагрузка на катализатор, чище выхлоп и, соответственно, воздух на улицах. В общем, плюсы в части экологии и экономии значительные, однако, достигнуты они могут быть лишь при соблюдении ряда условий.
Первое – это повышенный контроль за температурой движка. Дело в том, что газ при сгорании выделяет несколько меньше энергии, чем бензин. Значит, его расход будет на 7-10% больше, при тех же нагрузках. А вот температура в цилиндрах при сгорании газа выше, чем при горении бензине. Это приводит к большему нагреву сёдел клапанов, самих клапанов и головки блока. На двигателях старой классической конструкции это зачастую приводило к трещинам тарелок клапанов, «выгоранию» седел и повреждениям верхней части цилиндров. На современных двигателях используются более термостойкие материалы, и такие проблемы хотя и сведены до минимума, но до сих пор полностью не изжиты.

lu2.jpg

Следующий момент – бензин. Именно на нем производится запуск и прогрев двигателя, после чего ГБО переключается на газ. Иначе говоря, бензин расходуется крайне медленно, отчего он застаивается в форсунках, топливной рампе и в баке. В итоге там создаются условия для термической деградации горючего с образованием смол и шламов, а в баке и вовсе может произойти расслоение топлива. Чтобы не допускать этого, следует регулярно пользоваться очистителями системы впрыска, а в бак добавлять присадку, препятствующую расслоению горючего. Такими средствами, например, могут служить очистители инжектора, а также присадки - стабилизаторы бензина.
Наконец, еще один важный нюанс - утечки газа, отчего любой автовладелец сразу же впадает в беспокойство. Проблема эта решаема, главное, надо понять, откуда именно идет утечка. А быстро определить место дефекта поможет специальный индикаторный спрей. Выяснив это, водитель может сам подтянуть нужные соединения и ликвидировать утечку газа. Поэтому такой баллончик надо обязательно иметь в багажнике любого «газового» автомобиля.

lu3.jpg
Еще один аспект – это выбор моторного масла. Долгое время считалось, что двигатели, переоборудованные под газ, не нуждаются в специальных маслах. Но современный очищенный газ содержит малое количество серы, влияющей на скорость старения моторного масла. А стало быть, нет необходимости в нейтрализации большого количества агрессивных веществ, образующихся в процессе сгорания. Для таких случаев подходят масла с низкой щелочностью, а бонусом является то, что низко-щёлочные масла обладают еще и малой зольностью. То есть дают малое количество абразивных частиц при сгорании и дополнительно уменьшают износ двигателя.

lu4.jpg
Подобные продукты производятся и в России, однако основная масса моторных смазок, ориентированных в том числе на газовое топливо, поступает к нам из-за рубежа, например, Германии, ОАЭ, Франции, а последнее время – еще из Турции. В частности, в продаже сегодня можно встретить турецкий лубрикант Lubex Primus C3-LA с ходовыми индексами вязкости 5W-30 и 5W-30. Эти синтетические моторные масла были специально разработаны для экологичных двигателей, в том числе работающих на газе. Как отмечено в аннотации продуктов, масла обладают высокой текучестью, минимизирующей износ деталей при пуске холодного двигателя, что особенно актуально зимой. Кроме того, смазочные материалы серии Primus C3-LA демонстрируют высокие очищающие свойства, предотвращающие образование шлама и сажи.

Возврат к списку